|
База знаний — все статьи, монографии
Протезирование детей н подростков с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалии и дефектовСтоматологияЛучшая музыкальная подборка — нажмите PLAY
и наслаждайтесь отличной музыкой! :) Основными направлениями отечественной ортодонты яаляются профилактика и раннее лечение аномалий и деформаций зубочелюстной системы. До 40-х голов XX столетии считалось, что зубное протезирование у летей не та"1ько не показано, но и чревато последствиями из-за опасности задержки роста и рашнтня челюстных костей. ЖВ.Идьнна-Маркосян веноикосновополашюшнх работах доказала необходимосты] целесообразность замещения протезами отсутствующих jy6oH у детей. Большинство отечественных и зарубежных к_пмшиисгов считают, что замещение дефектов зубных рядов у летей является более важной проблемой, чем у взрослых, именно с профилактической точки фения. Частота преждевременной потери молочных зубов у детей дошкольного и школьного нозраста обращает на себя внимание статистически достоверным попмшеннсм. Так. уже среди 3-летних детей 3% в среднем имеют удалённые зубы, а к 5-6 годам количество таких детей, особенно с потерей молочных моляров, возрастает до 30-33%, В структуре удалённых зубов доминируют первые и вторые моляры (98.6*), а на клыки приходится лишь 1,4%. Характерно, что чаше почти 8 два раза удаляются зубы нижней челюсти. При отсутствии протезирования преждевременная потеря молочных зубов приводит к характерным морфологическим и функциональным нарушениям. Горизонтальное перемещение в область дефекта, в первую очередь шестых зубов, приводит к укорочению зубного ряда, ретенции пре моля ров, прорезыванию постоянных клыков вис зубного ряда, поскольку исчезает резерв места, обусловленный большими размерами молочных моляров относительно и ре моля ров. Создаются условия и предпосылки для развитии ди стального или мезиального прикуса. Происходит вертикальное смешение антагонистов (феномен Лолош! Годона^офапичснне жевательных движений на одной или обеих сторонах челюсти, перенос функции жевания на ггерелние зубы. Иными словами, создаются условия для развития аномалий прикуса, на лечение которых могут потребоваться годы. Потеря к этому времени или раньше вторых молочных моляров ведет к тому, что зачаток шестого зуба смещается мезиально и занимает место, где располагался дистальный корень второго молочного моляра, и при своём прорезывании может переместиться ешё более мезиально. На верхней челюсти это перемещение выражено сильнее и возможно полное закрытие дефекта задолго до появления вторых премоляров, Northway (1984) установил, что раннее выпадение моляров приводит к сокращению их места на 2—4 мм в каждом квадранте на обеих челюстях. Место, предназначенное для премоляров, можег уменьшаться и с мезиальмой стороны за счёт постоянных передних зубов. Наряду с вышесказанным возможны также нарушения в обучении ребёнка речевым на¬выкам и эстетическая неудовлетворённость. Кроме того, наличие пространства при потере зубов может быть фактором риска для развития парафункций языка и открытого прикуса. Анализ ортопантомограмм свидетельствует о том, что при преждевременном удалении молочных зубов происходит отставание в росте этого участка челюсти, что проявляется до¬стоверным уменьшением боковых сегментов. По данным H.Taatz, только у 39,5% детей после преждевременного удаления молочных зубов смена их на постоянные проходит удовлетворительно, а у всех остальных возникает или сужение промежутков, или их исчез¬новение за счёт перемещения зубов, и место премоляров оказывается занятым. При выборе конструкции протеза необходимо учитывать возраст пациента, характер, протяжённость и расположение дефекта. При этом необходимо убедить в необходимости выбранной конструкции и обязательно получить согласие родителей и/или ребёнка. Съёмные конструкции могут применяться в виде пластинок-«распорок» (см. рис. 123) и обычных пластиночных протезов. Они считаются более гигиеничными по сравнению с несъёмными и при правильной припасовке могут участвовать в жевании, удерживать межальвеолярную высоту, предупреждая развитие феномена Попова—Годона (см. рис. 124, 125). Для фиксации их применяются стреловидные или одноплечие кламмеры, Л.В.Ильина-Маркосян, Х.М.Шамсиев, Barber и Renfroe предлагают вообще обходиться без кламмеров. Есть сообщения о том, что кламмера следует применять в начальные сро¬ки пользования протезами, а после периода адаптации их удаляют. Считается, что съёмные пластиночные протезы являются стимуляторами роста и разви¬тия челюстей, ускоряют прорезывание постоянных зубов, оказывая раздражающее дей¬ствие благодаря перемежающимся толчкам, которые они передают через базис на альвео¬лярный отросток. Но как только ретинированный зуб начинает прорезаться, в базисе про¬теза следует сделать углубление, а затем отверстие с постепенным увеличением, чтобы не мешать прорезыванию. При необходимости в такой протез можно добавить расширяю¬щий винт или пружину типа Коффина. Дети, пользующиеся съёмными и другими профилактическими протезами, должны на¬ходиться на диспансерном учёте у врача-ортодонта. Бескламмерные съёмные протезы подлежат перебазировке или замене в следующие сроки. Профилактические протезы, сде¬ланные детям в возрасте 3—4 лет, следует заменять до 5—6-летнего возраста. Если же про¬тез во фронтальном участке, то его следует менять каждые 6—7 месяцев до 7-летнего воз¬раста. Сигналом к смене протеза в молочном прикусе являются его плохое прилегание к тканям протезного ложа и недостаточная фиксация при разговоре и жевании. После 7 лет эти протезы можно менять не так часто, ибо размеры фронтального участка почти не изменяются, и до 12 лет протез можно менять 1 раз в год. В частности, аппарат, описанный Escoe (см. рис. 127), который автор назвал «прямой непосредственный профилактический аппарат», применяется при удалении первого молочного моляра и состоит из опорного кольиа или коронки на второй молочный маляр, изготовленных общепринятым способом по оттиску, и петли из стальной проволоки, которая изгибается на уровне окклюзнонной поверхности с учетом смыкания антагониста и упирается в молочный клык, !>гот аппарат можно применять и при потере второго молочного моляра, но после прорезывания первою постоянного моляра. .Для -этого можно иримснятьлннгвальнуюортшонтнческуюлугу (WProlTit) (рис. \21чв). Если на аппроксимальной (контактной) поверхности поддерживающего iyOa имеется кариозная полость, в ней можно укрепить вкладку (металлическую или пластмассовую)-Фиксирующую коронку желательно укреплять на зубы, стоящие листальао от дефекта. Промежуточная часть аппарата, монолитно связанная с фиксирующей опорной коронкой, не предназначена лля жевания, поэтому се делают в виде глалкой* круглой или овальной* достаточно прочной штанги толщиной 3—4 мм (рис. 130). Штангу припасовывают, ориентируясь по прикусу, и при смыкании зубов она должна укладываться в межбугорко-вые фиссуры зубов- а нта гон истов. При отсутствии сгораемости молочных зубон рекомендуется соишифовываяис, а при преждевременной стираемостн — вкладки» коронки, одобешю при глубоком орнкусе и глубоком решовом перекрытии. Простая конструкция раздвижного мостовидного протеза описана Б.К.Бояновым (рис. 133, 2). Протез состоит из двух подвижно соединённых частей: в одной половине — канал, а в другой (это может быть опорная коронка) — выстоящий штифт, который дол¬жен свободно входить в канал. При моделировании промежуточной (воск) части в ней де¬лается канал, заполненный графитовым стержнем. Затем части протеза раздвигаются, и восковая репродукция заменяется на металл. Далее изготовление протеза и фиксация его осуществляются по обычной методике. Предложена конструкция раздвижного мостовидного протеза Х.Н.Шамсиевым (рис. 134), применяемого в области фронтальных зубов обеих челюстей (отсутствие 2—4 резцов) у детей 10—16 лет. Опорной частью протеза могут быть металлические или комби¬нированные коронки, а промежуточной частью — фасетки. Из пластинки нержавеющей стали штампуют или отливают основу для фасеток, затем из стальной проволоки четырёху¬гольной формы делают штифт толщиной 1,5 мм, шириной 2 мм, который шлифуют и по¬лируют. По штифту изготавливают втулку из стальной пластинки. Длина штифта и втулки с каждой стороны должна быть не менее половины длины защитной пластинки протеза. Дети, пользующиеся раздвижными протезами, должны обследоваться через 8—10 мес. К этому времени между звеньями обнаруживаются щели от 0,5 до 1,5 мм, которые можно закрыть пластмассой. Правильность конструкции раздвижных протезов с точки зрения профилактики подтверждается постепенным появлением щели между отдельными звень¬ями. При достижении пациентом 16 лет раздвижные протезы можно заменить монолит¬ными мостовидными, так как в этом возрасте рост челюстей в ширину в области фронталь-ных зубов прекращается. Гораздо сложнее обстоит всё при концевых дефектах, а именно при потере второго мо¬лочного моляра до прорезывания шестого зуба. В этих случаях применяют конструкцию с «консольным удлинением» (рис. 135). Она накладывается сразу же после удаления вто¬рого молочного моляра. Суть протезирования состоит в нижеследующем. На первый молочный моляр изготавливают опорную коронку, иногда для усиления со¬единённую с дополнительной коронкой на клык. К опорной коронке припаивается на уровне жевательной поверхности промежуточная часть типа «консоли», дистальный край которой в области удалённого второго молочного моляра изгибается под углом 90° к аль¬веолярному отростку и вставляется в альвеолу с упором в её дистальную стенку или мезиальную поверхность шестого зуба, находящегося в стадии прорезывания (на рисунке 135 обозначен пунктиром). Это позволяет сохранить место для второго премоляра и в то же время предотвращает смещение зуба-антагониста до прорезывания шестых. При одновре¬менной потере первого и второго молочных моляров эту конструкцию применить нельзя, так как нет возможности для адекватной опоры. Большая проблема возникает и при преждевременной потере многих молочных зубов сразу до прорезывания первых постоянных моляров. Рекомендуют несъёмную конструк¬цию (рис. 136). Но при этом необходимо систематическое наблюдение и своевременное удаление такого аппарата перед прорезыванием соответствующих зубов, чтобы он не пре¬пятствовал прорезыванию и в то же время не перегружал опорные зубы. Отсутствие зубов у детей ведёт не только к нарушению функции жевания и речи, но и к возникновению деформаций зубных рядов, отставанию челюстей в росте, к сниже¬нию межальвеолярной высоты, что нередко является причиной развития глубокого рез¬цового перекрытия или глубокого прикуса. Имеется определённая зависимость: чем меньше возраст ребёнка в момент удаления зубов, тем больше вероятность развития ано¬малий или деформаций. При планировании ортопедических мероприятий в детском и юношеском возрасте не¬обходимо учитывать описанные морфологические и функциональные особенности зубо-челюстной системы. Детские протезы не должны задерживать рост челюстей, препятство¬вать рассасыванию корней молочных и формированию их у постоянных зубов, перегру¬жать альвеолярный отросток и не покрывать его базисом с вестибулярной стороны. В съёмных протезах постановку зубов обязательно делают на приточке, используют бес-кламмерную фиксацию или кламмера располагают на одной стороне челюсти. В заключение можно сформулировать основные рекомендации, показывающие необ¬ходимость изготовления протезов у детей: 1) при потере всех или большинства молочных зубов на одной или обеих челюстях, особенно моляров, 2) при потере всех молочных рез¬цов на верхней челюсти, особенно у детей с дефектами речи или неправильным глотани¬ем, 3) при потере молочных моляров (вторых), ведущих к образованию концевого дефек¬та, 4) при потере молочных клыков, 5) при потере молочных зубов, если зубной ряд не имеет первичных промежутков (см. рис. 44), 6) при потере молочных зубов у детей с фак¬торами риска развития аномалий прикуса. В сменном и особенно в постоянном прикусе для профилактики деформаций необходима следующая программная схема: а) обследование детей, подростков и выделение диспансер¬ных групп; б) психологическая подготовка и психотерапия; в) назначение комплексов мио-гимнастических упражнений; г) пришлифовывание молочных зубов; д) сохранение корней зубов, пригодных для протезирования, хирургам следует избегать излишнего радикализма в этом вопросе; е) расширение показаний к реплантации зубов с применением препаратов коллагена и гидроксиапатита; ж) широкое внедрение в практику имплантации, её сочетания с реплантацией зубов и корней, других видов одонтопластики; з) применение при малых де¬фектах адгезионных мостовидных протезов при отсутствии противопоказаний; и) при разру¬шении коронок зубов и наличии множества корней проводить их обработку по различным методикам под перекрывающие съёмные протезы; к) при необходимости — удаление отдель¬ных зубов, френулотомия, пластика преддверия полости рта, хирургическое раскрытие коро¬нок ретенированных зубов, применение аппаратов: щитовая терапия — различные вестибу¬лярные пластинки и аппараты барьерного типа, преортодонтический трейнер, трейнер для брекетов, съёмные пластиночные аппараты; несъёмные аппараты: частичная фиксация страйт-вайер брекет-техники по концепции Alexander — «2x4»; нёбный бюгель. Таким образом, в зависимости от характера аномалии, возраста ребёнка можно реко¬мендовать примерный описанный перечень профилактических и лечебных мероприятий (при необходимости с индивидуальной коррекцией). Материалы защищены законом об авторском праве adv@MySurgeon.ru |
© 2007-2020 Интернет-портал «Мой хирург»
Все права защищены.
Создание сайта, реклама, сопровождение
Рекламное агентство «Myphos»
по вопросам сотрудничества и размещения
тел. 8-800-333-12-38
adv@MySurgeon.ru